Роль музеев в современном обществе, в воспитании гармоничной личности становится всё более значимой и весомой. Сегодня сформировалось даже целое понятие – музейная педагогика. Её неотъемлемой частью является знакомство с культурой и историей детей не только школьного, но и дошкольного возраста. В результате становятся очень популярными мини-музеи, которые открываются во многих детских садах и даже в отдельных группах.
Многие родители убеждены, что дошколятам рано посещать музеи. Они считают, что уровень развития девочек и мальчиков этого возраста не позволяет им понять материал, представленный в экспозиции. Это в корне неверное мнение: дети наиболее восприимчивы к новым знаниям, эмоциональнее пропускают их через себя, надолго запоминая. А для того, чтобы посещение музея было наиболее полезным, при его организации нужно соблюдать следующие правила:
При составлении экспозиции наибольшее внимание следует уделять иллюстративному материалу. Фотографии, рисунки, скульптуры, предметы быта, одежда и многое другое гораздо лучше воспринимаются дошкольниками, чем бумаги и документы.
К созданию музея и пополнению его коллекции необходимо привлекать воспитанников детского сада и их родителей. Это могут быть как непосредственно экспонаты из семейного архива, так и рисунки ребёнка, поделки, посвящённые тематике музейной экспозиции.
Знакомство с экспонатами нужно осуществлять в лёгкой, увлекательной форме, рассчитанной на дошкольный возраст. Желаемого эффекта можно достичь благодаря включению в рассказ экскурсовода игровых форм, театрализованных сценок и других зрелищных, привлекающих внимание ребёнка элементов.
Музей – простое и эффективное средство приобщения человека к мировой и национальной культуре, истории родного края и страны, способ познания мира. Однако возможность посещать с ребёнком известные музеи есть далеко не у каждого родителя в силу различных причин: удалённого места жительства, загруженности домашними и рабочими делами, собственного нежелания. В подобных ситуациях исправить положение могут музеи, открытые в детских садах.
Подобные небольшие музейные экспозиции имеют очень большое значение в формировании личности ребёнка. Они обеспечивают:
Нравственно-патриотическое воспитание. Каждая музейная экспозиция, даже собранная воспитателями и родителями самостоятельно, – это настоящие ценности, с помощью которых можно знакомить ребёнка с нравственными основами и важными историческими фактами, вызывать в его сознании чувство гордости за свой народ и страну.
Развитие образного мышления и творческого потенциала детей.
Знакомство с правилами поведения в музее в частности и в обществе в целом.
Возбуждение в ребёнке интереса к познанию истории, культуры, окружающего мира, желания попробовать себя в роли художника, скульптора, военного, представителя другой профессии.